Среда, 25.06.2025, 12:19Приветствую Вас Гость

Мамы России

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ - Форум

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ
СветланкаДата: Суббота, 10.10.2009, 11:51 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 28
Статус: Offline
Проблема психологической готовности к материнству является важнейшей в плане развивающей, профилактической и коррекционной работы в области психологии материнства. В практике работы с беременными чаще всего предлагается следующее: повышение уровня знаний о беременности, родах, развитии ребенка; подготовка к родам; личностный рост; освоение навыков ухода за ребенком. Теоретические и практические исследования в области психологии материнства свидетельствуют, что для эффективной подготовки женщины к рождению и воспитанию ребенка необходимо осуществлять психологическую работу в нескольких направлениях: повышение личностной зрелости; коррекция родительских установок и форм взаимодействия с ребенком; оптимизация мотивации рождения ребенка; повышение материнской компетентности; коррекция онтогенетического развития материнской сферы. Для осуществления этих целей необходимо применять соответствующие методы индивидуальной диагностики, индивидуального консультирования и индивидуальной и групповой психологической работы с женщиной и ее семьей.

Для проектирования диагностики и психологической работы с женщиной и ее семьей в период ожидания, рождения и воспитания ребенка необходимо четкое представление о том, что понимается под готовностью к материнству. В такой готовности можно выделить пять основных блоков.

1. Личностная готовность: общая личностная зрелость (адекватная возрастно-половая идентификация; способность к принятию решений и ответственности; прочная привязанность; внутренняя каузальная атрибуция и внутренний локус контроля; отсутствие зависимостей) и личностные качества, необходимые для эффективного материнства (эмпатия; способность к совместной деятельности; способность быть «здесь и теперь»; творческие способности; интерес к развитию другой личности; интерес к деятельности выращивания и воспитания; умение получать удовольствие; культура тела).
2. Адекватная модель родительства: адекватность моделей материнской и отцовской ролей, сформированных в своей семье, по отношению к модели личности, семьи и родительства своей культуры; оптимальные для рождения и воспитания ребенка родительские установки, позиция, воспитательные стратегии, материнское отношение.
3. Мотивационная готовность: зрелость мотивации рождения ребенка, при которой ребенок не становится: средством полоролевой, возрастной и личностной самореализации женщины; средством удержания партнера или укрепления семьи; средством компенсации своих детско-родительских отношений; средством достижения определенного социального статуса и т.п.
ы.



 
СветланкаДата: Суббота, 10.10.2009, 11:51 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 28
Статус: Offline
4. Сформированность материнской компетентности: отношение к ребенку как субъекту не только физических, но и психических потребностей и субъективных переживаний; сензитивность к стимуляции от ребенка; способность к адекватному реагированию на проявления ребенка; способность ориентироваться для понимания состояний ребенка на особенности его поведения и свое состояние; гибкое отношение к режиму и установка на ориентацию на индивидуальный ритм жизнедеятельности ребенка в ранний период его развития; необходимые знания о физическом и психическом развитии ребенка, особенно возрастных особенностях его взаимодействия с миром; способность к совместной деятельности с ребенком; навыки воспитания и обучения, адекватные возрастным особенностям ребенка.
5. Сформированность материнской сферы. Материнство как часть личностной сферы женщины (материнская потребностно-мотивационная сфера) включает три блока (эмоционально-потребностный; операциональный; ценностно-смысловой), содержание которых последовательно формируется в онтогенезе женщины (во взаимодействии с собственной матерью и другими носителями материнских функций; сюжетно-ролевой игре в куклы и семью; во взаимодействии с младенцами до рождения своего ребенка; в период полового созревания; во взаимодействии с собственными детьми). В каждом блоке должны быть сформированы необходимые компоненты. В эмоционально-потребностном: реакция на все компоненты гештальта младенчества (физические, поведенческие и продуктивно-деятельностные особенности ребенка); объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке как объекте материнской сферы; потребность во взаимодействии с ребенком, в заботе и уходе за ним; потребность в материнстве (в переживании соответствующих выполнению материнских функций состояний). В операциональном: операции вербального и невербального общения с ребенком; адекватный стиль эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком; операции ухода за ребенком с необходимыми стилевыми характеристиками (уверенность, бережность, ласковость движений). В ценностно-смысловом: адекватная ценность ребенка (ребенок как самостоятельная ценность) и материнства; оптимальный баланс ценностей материнской и других потребностно-мотивационных сфер женщины.

Содержание всех пяти блоков готовности к материнству взаимосвязано, как в плане их онтогенетического формирования, так и в плане психологической профилактической и коррекционной работы (см. схему). В каждом случае будет наблюдаться индивидуальная картина содержания всех блоков. Диагностика этого содержания с помощью специальных методик (личностных, диагностики родительских особенностей, ценностно-смысловых ориентаций, материнской компетентности содержания и онтогенеза материнской сферы) позволит выделить мишени коррекции и осуществлять индивидуальную и групповую психологическую работу не только в общеличностном аспекте и в плане повышения общей компетентности, но и адекватно индивидуальным особенностям личностной и материнской сфер женщин



 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Статистика
Форма входа
Поиск
Хостинг от uCoz